
Хроники фестиваляВалерий Немиров “Кузнецкий рабочий” Веселый караван под названием Международный фестиваль“Джаз у Старой крепости” снова в пути.Мы все его пассажиры и зрители.Нас ждет море впечатлений и встреч.День первый:Открыл фестиваль “Кузнецкий диксиленд” Олега Зарыпова. Этой музыке больше ста лет. Она, образно говоря, звучала над колыбелью великого Дюка Эллингтона, столетию которого посвящен фестиваль. Но как молодо звучит диксиленд в исполнении новокузнечан. Это очень озорная музыка: нежное блеяние кларнета вдруг прерывает грубое лошадиное ржание трубы, сходят с ума барабан, контрабас и банджо, заходится в экстазе тромбон – Новый Орлеан в День всех Святых. Диксиленд – это праздник улицы, столетие после рождения обосновавшийся в концертных залах. С “Атласной куклы” Дюка Эллингтона начал свою фестивальную программу вокальный ансамбль “Новокузнецк”. Дальше последовала милая сердцу и слуху советская песня в джазовой обработке. За окном печальная весна, а в зале девичьи страдания: “Ой, цветет калина…” И, конечно же, публика не осталась безучастной. Рояль Александра Смирнова звучал у “Старой крепости” еще в конце восьмидесятых. За прошедшее десятилетие в жизни музыканта многое случалось: он был, к примеру, вторым дирижером в оркестре Раймонда Паулса – а это показатель, как ни крути, класса. И сегодня он востребован в полной мере. Выступал Александр Смирнов в паре с калининградцем контрабасистом Владимиром Родионовым. Холодноватая отстраненность, самоуглубленность и сосредоточенность отличает музыку прибалтов. На берегу моря острей ощущаешь вечность природы и конечность человеческого бытии. Музыканты словно взвешивают каждый звук, извлекаемый из инструмента. И оттого он становится более емким и весомым. Вязкая раздумчивость о мире и о себе. Но в эту тональность надо попасть. В противоположность Смирнову Родионову, а может, в дополнение к ним квинтет Олега Петрикова из Новосибирска смотрит на положение дел куда более оптимистично. Это джаз густых и горячих кровей – яркий, вещный, плотский. Это мир, схваченный в целом, без удручающих подробностей. День второй: смятение душиС большой сольной программой на фестивале новокузнецкая вокалистка Ольга Юшкова выступала впервые. Можно сказать дебют, хотя слышали ее неоднократно, в том числе и нынче, в составе ансамбля “Новокузнецк”. Квинтет молодых Брилей уже успел завоевать популярность в столичной джазовой среде. Их заслуженный папа – профессор Гнесинки Игорь Михайлович Бриль – приезжал к нам в гости четыре года назад. С папой был барабанщик Дмитрий Севостьянов. Теперь он приехал с сыновьями – за дядьку, наверное. Молодые Брили высказали очевидную и явную академическую выучку, начитанность прилежных мальчиков из музыкально-профессорской семьи. И в то же время жгучее стремление выйти на какие-то новые музыкальные горизонты. Делают они это чрезвычайно энергично. Вторая вещь – блюзик в раскачку – заставила выйти из “гостевой комнаты” команду Байрона Лэнда, явно заинтригованную происходящим. Третья композиция была пронизана тревожным ритмом: погоня, пульсация крови в висках, смятение души – что угодно. Мир, постигаемый каждый раз заново, очень непрост. Потому непроста и музыка молодых. Но ведь, не пройдя дорогой исканий, не День третий: расширение кругозораЭкзотики в этот день было хоть отбавляй: во-первых, дуэт петербуржцев Вячеслав Гайворонский (труба) – Эвелина Петрова (аккордеон), во-вторых, нью-йоркский квартет Байрона Лэнда. Джазовые “Пасторали”, с отчетливо узнаваемым кудахтаньем и прочими сельскими шумами, русские припевки – озорные, частушечные, этническая музыка – тягучая, выразительная – репертуар аккордеона Петровой. В обрамлении деликатной и внимательной трубы Гайворонского – это нечто. День четвертый: Джанет Паркер – “царица представления”Четвертый день открыл пианист Эльдар Рзакули-Заде. А потом был квартет Владимира Тимофеева, игравший авторские композиции. Новосибирск – столица сибирского джаза. Так что мы получили редкую возможность сравнить, что делают у нас, с тем, что играют у них. Мне кажется, замечательный квартет Тимофеева эти сравнения вполне выдерживает. Мощный, энергетический джаз, Вышедший следом в составе интернациональной команды Берестов (рояль), Армакост (саксофон), Петриков (контрабас), Кушилкин (барабаны), Валерий Пономарев, два десятка лет живущий в Нью-Йорке, музыкант даже не с большой, а с громадной буквы, отметил, что для нашей публики играет с большущим удовольствием. Это лестно. И играли музыканты, как боги. Она выплыла из дверей “Геликона”, по-царски одарив публику воздушным поцелуем. Джанет была потрясающа: сколько грации в общем-то объемной женщине, какое чувство ритма, какая пластика, как она умеет подать себя и музыку, которую поет! Вначале был роскошный блюз, и показалось, что голос у нее небольшой, но все – в строку, в такт. Но это только показалось: именно так надо было его петь – приглушенно, предельно интимно и чувственно. Любя, не кричат – шепчут. Увы, это кончилось до безумия быстро – как все хорошее.
|
Контакты:
г. Новокузнецк, ул. Покрышкина, 4
e-mail: jazzclubhelicon@yandex.ru |
Телефон для справок: +7(3843)45-93-23
При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.www.jazzhelicon.ru |