Новокузнецк: у старой крепости собралось полмира

C 20 по 23 апреля в Новокузнецке прошел XV-й Международный джазовый фестиваль «Джаз у старой крепости», который, похоже, оказался самым удачным за последние годы — не в последнюю очередь благодаря внушительной финансовой помощи Кузнецкого металлургического комбината, Новосибирского отделения Института «Открытое общество» (Фонда Сороса), коммерческих структур и персональных меценатов города. Фестиваль также проходил под патронажем и при поддержке мэра города Новокузнецка Сергея Мартина и губернатора Кузбасса Амана Тулеева, и это был действительно представительный форум, собравший музыкантов из Бразилии, США, Тольятти, Новосибирска, Новокузнецка, Нижневартовска, Уфы, Самары, Москвы, СПб и Улан-Батора.

Концерты фестиваля прошли при не слишком густом сосредоточении любителей джаза, что не помешало восторгам, эмоциям и, как говорили прежде, долгим продолжительным аплодисментам со стороны чуткой интеллектуальной аудитории.

Самым значительным успехом фестиваля стал знакомый сибирским слушателям гитарист Пол Болленбэк из Нью-Йорка (больше известный по работам с органистом Джои ДеФранческо). Поверьте, через три-четыре года он станет одним из ведущих гитаристов в джазовом мире.

Что касается остальных музыкантов, то находок и открытий было также предостаточно. Это прежде всего джазовая сборная Бразилии в лице ритм-трио: Серджио Брандау (электробас), Пауло Брага (барабаны) и Эдсон Де Силва по прозвищу «Кафэ» (латиноамериканская перкуссия) плюс тот же Пол Болленбэк, питерский пианист (автора проекта) Андрей Кондаков и московский саксофонист Борис Курганов, который, к нашему удивлению, играл джаз истинно «по-черному», тогда как выступивший до него нью-йоркский чернокожий коллега Марк Гросс источал сладковатый, мягкий, почти пол-дэзмондовский звук, навевая негу и скуку.

Еще одна заметная часть программы фестиваля — очень впечатляющая и опытная вокалистка Ирина Остин-Шилкина (Уфа) с трио московско-самарского пианиста Григория Файна. Ее репертуар отличался новизной и тематикой пьес со сложной гармонией, что выгодно выделяет ее из скромного семейства отечественных джазовых вокалисток, более склонных к заштампованному, слега «нафталинизированному» набору композиций. И — надо отдать должное — скэт ее импровизации тоже был почти идеален.

Очень удачно выступил и сам хозяин фестиваля Анатолий Берестов в содружестве с земляками-сибиряками — саксофонистом Владимиром Тимофеевым, электробасистом Олегом Петриковым (оба — Новосибирск), местным контрабасистом Валерием Лавровым, барабанщиком из Иркутска Сергеем Кушилкиным и появившимся на фестивале крестным отцом устроителя фестиваля Анатолия Берестова — перкуссионистом Сергеем Гилевым, некогда возмутителем джазового спокойствия солнечного Узбекистана.

Как десерт к фестивальному меню, был подан альт-саксофонист Гэри Бартц — периодически ярко светящаяся звезда американского джазового небосклона. Это 60-летний ветеран, который, к слову, известен в нашей стране только музыкантам, исследователям и коллекционерам, хотя работал с такими артистами, как Майлс Дэвис, Арт Блэйки, Хэрби Хэнкок, Кенни Баррон, МакКой Тайнер и другими. Прекрасным дополнением к нему выступил сибирский ритм: тот же Олег Петриков (но уже на контрабасе) — Сергей Кушилкин (барабаны). Партию рояля исполнял один из самых серьезных и творчески развивающихся пианистов России — Лев Кушнир. Автор этих строк был свидетелем репетиции квартета, которая нервно проходила за 40 минут до выхода на сцену. Тем не менее, когда музыканты заиграли, все стало на свои места. Почти беспрерывное часовое выступление Гэри Бартца, состоящее из собственных композиций и стандартов, сделало бы честь любому фестивалю и стало завершающим триумфом новокузнецкого.

На следующий день, уже дома, я поставил последний диск МакКоя Тайнера «Бразил Ол Старз», где Бартц играет в его команде, а также пару винилов того же Бартца на «Престиж». Это был, простите, или поп-джаз, или откровенный кич. А в Новокузнецке была огромная разница в пользу обаятельнейшего седовласого саксофониста, и я желаю продюсеру фестиваля не упустить момент и сделать отдельный диск выступления этого квартета, благо весь фестиваль был записан.

Удивительным сюрпризом стало выступление биг-бэнда Государственной филармонии Улан-Батора, который играл музыку в стиле «Теа-Джазов» 30-х годов, но очень слаженно, с хорошими духовиками и вокалистами, у которых наблюдались отменные голосовые данные.

Программа Даниила Крамера с Государственным струнным квартетом имени М.И.Глинки стояла особо, так как не являла собой джаз как таковой; но музыка была восхитительна, и я надеюсь, что этот проект все же больше применим для залов филармонии или фестивалей типа «уорлд мьюзик». Скажем, в благополучной и сытой Европе эта программа произвела бы некое брожение умов. Ведь млели же джазовые интеллектуалы от совместных опусов Яна Гарбарека с хором, а творение Крамера ничуть не хуже.

Суммируя услышанное, я хотел бы добавить, что весь фестиваль сопровождал сонм чиновников от культуры, отвешивающих джазу просто потоки елея, из чего следовало, что джазу в Сибири, несмотря на скулеж недоброжелателей, предначертано большое будущее.

 

Сергей Беличенко, Новосибирск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Губернаторского Джаз-клуба "Геликон"