Семнадцатый год подряд в Новокузнецке проводится джазовый фестиваль. Казалось бы, откуда взяться джазу в городе, который даже не является областным центром региона, считается типично рабочим и сугубо шахтерским? средств на организацию фестиваля нет. Приходится искать спонсоров, в том числе и за рубежом, а те вдруг во всеуслышанье заявляют, что для них это — настоящая честь. Звезды приглашаются и приезжают (что совсем не одно и то же), и, по их же собственному признанию, делают это не только и не столько из за размеров гонорара. А в зале остаются пустые места… Почему? Стоило ли затрачивать такие усилия?
Ответ и в самой природе джаза, и в уровне местной культуры. Предлагаем вашему вниманию размышления участников фестиваля на эту и другие темы.
«В Новокузнецке мне всегда игралось очень хорошо, я выступал здесь с группой «Аллегро» еще до своего отъезда в Америку. У вас живет замечательный человек, Анатолий Берестов, он помогает джазу и людям, его играющим и слушающим, помогает жить этой музыке здесь, в далекой Сибири. Пожалуй, Новокузнецк — это единственный город в России, кроме Москвы и Петербурга, живущий полноценной джазовой жизнью, куда приезжает такое количество звезд, в том числе и из-за рубежа. В свое время я уехал из страны именно из-за недостатка этой полноты, тогда мы все были лишены свободы передвижения, возможности видеть, как работают другие люди. Сейчас и страна, и ее джазовый климат изменились. Сначала было много шальных денег, были джазовые ночные клубы, фестивали, концерты, потом обвал — все пропало. Сейчас снова подъем. Но джаз по определению и по своей сути не может быть массовым. И все же основная джазовая жизнь сосредоточена в Москве. Это, конечно, перекос, но и в Америке так же: шоу-бизнес в Лос-Анджелесе, музыканты — в Нью-Йорке. В питерской джазовой жизни нет московского драйва, в столицу приезжают самые амбициозные, те, кто хочет что-то сделать, что-то доказать. В Москве возможностей для этого больше: ближе к правительству, ближе к деньгам. Москва — самый «западный» в России город по количеству заимствованных ценностей, и мне это нравится: по духу я западный человек и считаю, что каждый должен отвечать только сам за себя и много работать, в том числе и на подъем общей культуры».
«По своей натуре я не путешественник, но специальность вынуждает к передвижениям. И каждый раз, когда я получаю приглашения, подолгу думаю: ехать или не ехать. Новокузнецк — это город, в котором я был неоднократно и к которому у меня сложилось определенное отношение, связанное с именем Анатолия Берестова. Мне было очень сложно выкроить два дня, в другом случае я бы нашел причины не поехать, но я счел нужным поддержать человека, который сумел так профессионально организовать джазовую жизнь города. Мы все занимаемся подвижничеством, и в этом вопросе есть солидарность, которую разрушать нельзя.
Я не люблю выступать в Москве: столичная публика в большинстве своем чванливая, снобистская, люди могут заплатить сто долларов за билет, но не способны самостоятельно, вне конъюнктуры, оценить музыку. Думаю, что время не способно существенно изменить количество тех, кто понимает и любит джаз. Эта музыка слишком сложна для того, чтобы быть воспринятой большинством. Для меня джаз — это разговор человека с Богом. Я не проповедник, который ищет свою паству, посредством музыки я рассказываю о том, что я чувствую и как понимаю это бытие. Если и вы понимаете язык музыки, возникнут адекватные чувства и получится интересный разговор.
В Новокузнецк я приехал с электрической скрипкой, сейчас я сосредоточил свое внимание именно на этом инструменте. Его секрет в том, что он очень сложен для джазовой артикуляции. Скрипка — это королева классической музыки. А джазовый язык противоположный, технология звукоизвлечения совершенно другая. Я не мог «обуздать» скрипку много десятилетий и только сейчас нашел то, что искал: правильный звук, артикуляцию, технику игры. Конечной точки в этом развитии не существует, она как линия горизонта, которую невозможно достичь: она все время отодвигается».
«Как правило, гастроли с джазовыми программами бывают в городах, уже известных своей ориентированностью на такую музыку. Новокузнецк давно зарекомендовал себя как джазовый центр с прекрасными традициями, хотя здесь, как и во многих городах, джаз существует не благодаря обстоятельствам, а вопреки им, на энтузиазме и эмоциях отдельных людей. Как я для любой другой сферы деятельности, для джаза чрезвычайно важно наличие профессиональной среды и нужно способствовать ее формированию. Знаю это не понаслышке, потому что всю жизнь занимаюсь выявлением и поддержкой молодых талантов. Со мной начинали работать Лариса Долина, Юрий Антонов, ныне покойный Женя Мартынов, и к вам я приехал с коллективом, в состав которого входят молодые, но очень талантливые ребята. Как председатель государственной комиссии ряда учебных заведений, которые выпускают музыкантов для эстрады, я знаю, что хорошие музыканты востребованы далеко не в каждом городе. Даже в столице люди искусства существуют на нищенскую зарплату. Создать профессиональный коллектив из совместителей просто невозможно. Чтобы изменить эту ситуацию к лучшему, нужно поднимать уровень общей музыкальной культуры, в том числе и через кино, которое перестало быть художественным и качественным».
![]() |
И, наконец…
|
«Я доволен тем, как прошел фестиваль. Осталось ощущение хорошо сделанной работы. Что касается концерта Виктора Бейли, на мой взгляд, его не дослушали три категории людей: те, кто попал в зал на халяву, по пригласительным, кто слишком ортодоксален в своих взглядах на джаз или просто не понимает, что такое фьюжн. Вообще реакцию на то, что мы делаем можно считать социально-психологическим срезом: наши концерты могут привлекать только интеллигентную и интеллектуальную часть горожан, и, безусловно, фестиваль влияет на развитие сознания этой категории людей. Печально, когда мы видим, что на джазовых концертах публики не очень много, и новокузнечане с большей охотой заполняют цирк во время шоу эстрадных звезд. В то же время специально на наш фестиваль приехали слушатели из Томска, музыканты и студенты из Новосибирска. А вот представителей новокузнецкого музыкального училища я на фестивале почему-то не видел. Другое дело, что есть люди, которые любят нашу музыку, но не могут себе позволить купить билеты, несмотря на то, что триста — пятьсот рублей — это недорого, когда речь идет о супермузыкантах. Мы планировали провести фестиваль еще в апреле, но проект сорвался, потому что не нашли денег. Фестиваль все-таки состоялся благодаря немецкой компании «Геркулес» и «Евразхолдингу». А звезды едут к нам охотно еще и потому, что здесь, в этом шикарном, хотя и требующем ремонта здании они попадают в атмосферу особой душевности и видят публику, которая слушает джаз как самые философские части сонат Моцарта и Бетховена».
Елена Меняйлова