Долгие годы творческой работы «Геликона» способствовали созданию истории деятельности Джаз-Клуба. Разнообразные свидетельства творческой деятельности коллектива сложились в многочисленные архивы: фотодокументы, афиши, плакаты, атрибуты джазовой жизни, книги-буклеты, видеофильмы, пластинки и компакт-диски, музыкальные инструменты, на которых играли выдающиеся музыканты мира и т.д.
В 2005 году было принято решение создать международный музей джаза, официальное открытие которого состоялось 25 марта 2005 года.
В музее собраны самые различные экспонаты, например саксофон Игоря Бутмана. Мало того, что это подлинник — это еще и самый первый саксофон, на котором прославленный музыкант учился играть джаз. Этот инструмент Игорь Бутман привез в Новокузнецк специально, зная о затее Анатолия Берестова создать музей.
Здесь же миниатюрное пианино «Красный Октябрь»- Анатолий Михайлович лично привез в Новокузнецк со своих гастролей по области. Уникальное фортепиано! Такие изготавливали в 1943 году по особому проекту и личному распоряжению Сталина: уменьшенные в размерах инструменты сопровождали фронтовые бригады (их было удобнее транспортировать).
На стендах музея — вся история джаз-клуба в фотографиях и документах. За многолетний срок работы клуба многие звезды мирового уровня выступали на «Геликоновских» подмостках : Бенни Голсон, московский биг-бэнд Гараняна, Билл Скит, Стив Блэйер, Билли Кабэм, Виктор Бэйли групп, Анатолий Кролл, Давид Голощекин и многие многие другие…
В музее хранятся ноты из архива Давида Голощекина, испещренные пометками его руки, автограф Эдди Гомеса, оставленного им на старом контрабасе.
Есть и шутливые экспонаты. В особой витрине хранится, например, кепка саксофониста Владимира Чекасина, забытая им на очередном фестивале. Или оригинальный галстук басиста Виктора Двоскина, подаренный им музею к открытию.
Однако особое место здесь занимают музыкальные инструменты. Сурдина прекрасного американского трубача Рекса Ричардсона. Легендарные «геликоновские» барабаны фирмы «Ремо», на которых, кажется, переиграли все гости фестиваля. Впрочем, гордостью этой инструментальной коллекции по праву считается Rhodes Piano — электропианино начала 80-х. Этот инструмент был изобретен великим Гарольдом Родесом, он отличается особым тембром, вошедшим уже как термин в музыкальную грамоту джаза. Так и говорят: «звук родес». Подлинник этого пианино Берестов приобрел у кого-то в Москве. Привез в Новокузнецк, полностью отреставрировал. Надо отметить, что последний инструмент из класса «Rhodes Piano» был выпущен в 1984 году. Так что музейный экспонат стал раритетом!
В музее собраны и другие раритеты, например, сборник афиш (самой старой из которых, уже исполнилось 68 лет). Или книга автографов почетных гостей клуба… Записи сделаны на различных языках: русском, английском, испанском… Особенно выделяется озорная запись от Игоря Бутмана: «Дорогой Анатолий! Ты — мой кумир. Желаю, чтобы твои желания о…евали от твоих возможностей!»
Кстати, сказать, пожелание сбылось!